В 12:00 Пиратский квест "Поиск сокровищ".
Мы собрались на главной палубе у рецепки.

Команда у нас как-то быстро образовалась. В основном мы все перезнакомились на мастер-классах, и на экскурсиях.

Первая локация нашей команды была в музыкальном салоне.

Там ждал нас лабиринт вслепую

Команда давала четкие указания: норд-вест зюйд-ост

Получив, заветный кусок карты - бегом в кинозал

И с азбукой Морзе мы молниеносно справились

Следующая площадка в баре.

Пират проверил наши вкусовые способности.

Были отгаданы все напитки



Локация №4 на солнечной палубе. Солнца не было. Очень холодно. Выполняли очень-очень быстро, надо было повторить за пиратом движения.

Получили последнюю часть карты.

Нужно было соединить наши части с частями, полученными у второй команды. Совместными усилиями, мы узнали где клад. Нас ждала награда в виде памятных призов: блокнот и ручка с символикой Инфофлота, а в баре бутылка шампанского. Которая дружна была поделена между всеми взрослыми участниками "забега". Мы еще остались посидеть поболтать в баре

В 13:00 обед первый смены. В 14:20 второй.
Обед прошел в штатном режиме. В отличие от ВЪ пираты приходили на завтрак:

Тут не было выкупа повара, на столах легкий бардак, просто неаккуратно разложены вилки, ножи, нет перевернутых стульев, связаны шторы, никто не трогал туристов, не отбирал вещи, не шалил, завязывая/связывая шнурки. Очень скромненько, спели песенку, пожелали приятного аппетита, и пригласили на квест и вечером на развлекательную программу.


Мой обед, на десерт мороженое (фото нет) :
Салат с ветчиной и сыром (ветчина, сыр, огурцы свежие, перец свежий, капуста пекинская, майонезно-сметанная заправка)

Суп-пюре с зеленым горошком и гренками

Котлета по-киевски с макаронами фарфале ( так указано в меню - см.выше. Правильно с двумя ЛЛ, от итальянского farfalle. Это значит бабочки. Макароны дали не в форме бабочек...

Дали Фузилли ( fusilli - с ит. спиральки )

Обеденный пейзаж



В 16:00 Мастер-класс "Скрапбукинг в пиратском стиле" в музыкальном салоне
Создавали мы блокнот. Практически все мастер-классы сводились к полету своей фантазии (ограниченной имеющимся материалом). Ни разу нам не говорили о сочетании цветов, о композиции, ни о стилистике, ни о смысловом содержании. А ведь так важно не исказить эстетическое впечатление от внешнего вида изделия. Только говорили о технологии конкретного мастер-класса. Для скрапбукинга: сшить страницы в блокнот (Либо склеить, либо у нас есть ленточки ими можно перевязать) и украсть обложку и страницы.











Мой блокнотик


17:00 Концертная программа "Музыкальный коктейль" в баре на средней палубе (саксофон, певица). Как зовут исполнителей уже не помню: вроде Мария и Евгений. Я не ходила, гуляла по палубе, и любовалась Вяткой.






Дождик прошел

Село Шурма , раскинулось на берегу реки Шурминки, правом притоке реки Вятки. Шурма состоит из множества бывших деревень, в настоящее время слившихся в единую Шурму. Это Даровские, Зайцево и Акмазики на противоположной стороне реки Шурминки, Поташево, Верхняя Шурма, Федосимово, Мамашево. Недалеко находятся небольшие деревни - Тюм-Тюм, Максинерь и Гужавино. В Шурме работают немногочисленные предприятия. Это сельскохозяйственные кооперативы ООО "Дружба", фермерское хозяйство "Рождественское" и др. более мелкие конторы.
Есть несколько вариантов возникновения
названия «Шурма». Легенда о заселении древними Марийцами говорит о родоначальнике Шуран-Шур Мари, расселившего свой род в Шурминском районе. А может Шурма не марийского происхождения? Ведь соседями их были удмурты, болгары, славяне. В тюркских языках (татарском, чувашском, удмуртском) «Шур» - река. По удмуртски «Шурда» - у реки. Слово «Шурда» марийцами было не понятно и они заменили букву «д» на букву «м», получилось «Шурма» - земли у реки.
Первое упоминание о Шурме в русских летописях датируется 1552-1557 гг., когда шло присоединение этих земель к Русскому государству.
Своим развитием Шурма
обязана заводам. В 1730 году посадский человек Тимофей Рукавишников (посланный в низовья Вятки хлыновскими купцами) обнаружил в горах Шурминских медную руду. Купцы (Прозорова и Дряхлова) решили построить заводы. 9 марта 1731 года Берг-коллегия дала дозволение на постройку завода на берегах речки Шурминки. В 1732 году после упорного каторжного труда крепостных крестьян в дремучем лесу вырос Шурминский медеплавильный завод. Медь шла на монетный двор, где из нее делали медные деньги. В 1747 году Иван меньшой Мосолов (выходец из тульской оружейной слободы, владевший, в том числе, и знаменитым Златоустовским заводом) арендовал Шурминский медеплавильный завод, а в 1750 г. купил его. Им был расширен и построен новый завод. В 1862 году Шурминские заводы были взяты от разорившихся Мосоловых в казенное управление. Они существовали там еще в первые годы советской власти. В 1763/64 гг. построена при Шурминском заводе молотовая фабрика. Завод переделали и он стал железоделательным. В 1778 г. построили второй Нижне-Шурминский железоделательный завод, а в 1798 году – третий завод в Шурме-Никольском. Все три завода занимались выплавкой железа (из чугуна и руды).
До наших дней сохранились плотина, построенная в 1732 году, каменное здание бывшей заводской конторы, ограда и разрушившаяся беседка дома Мосоловых, развалины самого дома. В этом доме также находилось двуклассное училище,
заведующим и старшим преподавателем в нем был Николай Михайлович Васнецов (брат знаменитых художников Васнецовых). Затем дом и заводскую контору купил лесопромышленник Бердинский И.В. В 1881 году было построено здание школы на 400 человек. Сейчас старое здание еще стоит, но уже в полуразобранном виде.
После ликвидации заводов (1913 г.), рабочие занялись сельским хозяйством, мастеровые превратились в кустарей-одиночек.
Позднее в Шурме стали появляться купцы и торговые люди. Большинство из них вышли из крестьян. Всего торговцев насчитывалось 25 человек. Братья Слесаревы Иван и Николай Климентьевичи имели, например, магазин «Рейнский погреб» с тремя отделениями – виноградное вино, продуктово - посудный, железо-скобяной. Также у них было 2 скипидарных завода. Сейчас в доме Слесаревых находится Шурминский краеведческий музей и детская библиотека. Мартемьян Куприянович Рублев торговал в Шурме мануфактурой. Сейчас в его бывшем доме находится аптека и зональная библиотека. Михаил Тимофеевич Вятский имел два магазина. В одном он торговал мануфактурой, а второй сдавал немецкой компании «Зингер». Сейчас в одном из домов находится бар «Стрелка» и магазин «Ивушка». Сохранился и дом купца Соболева, где находится отделение сбербанка и магазин «Миур». Практически на каждом доме в Шурме можно увидеть удивительной красоты наличники на окнах. Такого их количества не встретишь, пожалуй, даже на Вологодчине и в Ярославской области.
Еще одной интересной особенностью этих мест являются
фамилии, которые давались следующим образом: из разных мест владельцы заводов привозили в Шурму крепостных крестьян, называя их по местности, из которой их привезли. Получалось Калужских, Тульских, Ветлужских и даже Елабужских. Все фамилии здесь и по сей день на слуху (особенно, Каширские и Ветлужские). Об истории последней в архивах села даже сохранилась целая история. «Историки утверждают, что название реки происходит от слияния двух марийских слов "ветели" - чайка и "уга" - река. Ветлуга - река чаек. После присоединения марийцев к русскому государству (1557-1562 гг) земли Поветлужъя были розданы царским служилым людям. В 1817 году в Нижний Новгород была переведена Макарьевская ярмарка, куда съезжались купцы со всей России. Здесь они вели торг и развлекались карточной игрой. Шурминский помещик Мосолов играл в карты с барином с Ветлуги. Уговор был на шесть человек мужского пола крепостных мужиков. Хитрый Мосолов выиграл. Барину о Ветлуги, когда он утром проспался, стало жаль отдавать мужиков и он придумал: отдал чуть не грудного возраста мальчишек. Мосолов завернул их в свою шубу и привез в Шурму. Потому долгое время бытовала поговорка, что Мосолов Ветлужат в рукаве привёз. В память о карточной игре дал им барин фамилию Ветлужские. Всех их он держал при своем дворе. От шести Ветлужат пошли династии по всей Шурме и волости. Чтобы их как-то различать, им давали прозвища. Один из них вместе с родными содержал частную хлебопекарню и в своем крошечном магазине продавал хлеб и хлебобулочные изделия. За это его семье дали прозвище «пекари», точнее, Пекаревы. Другие получили и более интересные прозвища: Опыровы, Солдатик, Плишкин, Кондаки, Пиштай и др.






В архитектурном ансамбле деревни два крупных храма - шатровая церковь Александра Невского и
Христорождественская церковь. Последняя выполнена в неовизайнтийском стиле. Таких на всю Кировскую область лишь две - здесь и в Уржуме. Но именно ей повезло меньше всего после революции 1917-го года. В советское время в ней располагался маслосырзавод, а сейчас это огромное здание и вовсе стоит в запустении… Другая церковь Александра Невского находится в Верхней Шурме и была построена в 1886 году, сначала деревянная, а в 1900 году каменная. В 1905 году церковь была освящена и в ней началась служба. В 1965 году церковь закрыли, а в 1990 году вновь открыли. Сейчас она действующая.
20 марта 1761 года заводчику тулянину Антипе Мосолову была выдана грамота на построение
первой деревянной церкви с престолом в честь Рождества Христова, с приделом св. Николая. Она была построена «тщанием и иждивением» сего заводовладельца и прихожан. Освящена она была 13 февраля 1773 года.
В начале XIX века деревянная церковь сгорела (по устному преданию). 18 мая 1806 года Вятская духовная консистория дала указ на построение в Шурме
новой каменной церкви. Построена она была на средства заводовладельца поручика Ивана Антиповича Мосолова. 28 мая 1809 года был освящен придел церкви, в честь святителя Николая Чудотворца, а 9 октября 1817 года освящен главный престол храма в честь Рождества Христова. В 1833 – 1834 годах церковь была расширена пристройкой на западной стороне, бывшие на ней 2 маленькие колокольни были сломаны и вместо них поставлена каменная отставная колокольня. Клировая ведомость за 1861 год сообщает о неком «ходе» (возможно, подземном) и ветхой ограде вокруг церкви. Как говорят,
подземный ход, выложенный кирпичом со сводчатым потолком, соединялся с домом Мосоловых; как-то он был обнаружен после закрытия церкви, когда туда провалилась лошадь, но тут же закопан-ни местное начальство, ни музей работавший тогда в Шурме не проявили к нему интереса.
К 1870 году теплая церковь оказалась малопоместительной и непрочной, а деревянный потолок ее стал угрожать падением. Холодная церковь прочна.
Теплая церковь была сломана и вместо нее была устроена новая обширная с кирпичными сводами с таковой же колокольней в одной связи. В 1890 году шурминцы заказали губернскому архитектору В.М. Дружинину проект холодного храма, который строился с 1893 по 1899 года. Прежний холодный храм был разрушен. В 1899 году
кладка нового храма была закончена вчерне и покрыта железной кровлей. В 1902 году он был отштукатурен и настланы опочные пола. Половые плиты были изготовлены из опоки, привезенной из слободы Кукарки. В 1904 году в церковной ограде учащиеся посадили тополя. Устройство холодного храма было завершено в 1907 году, тогда же он был соединен с теплым.
В подвале церкви мастер Петиганов установил
калориферное отопление. В холодной церкви был поставлен высокий резной иконостас, изготовленный резчиками из Казани. Известно, что один из мастеров-резчиков, Рузавин, женился и остался навсегда в Шурме. Стены и колонны ее расписали камские богомазы. Железная ограда на каменной ограде церкви была изготовлена рабочими Шурминского завода. 21 сентября 1907 года весь храм был освящен во имя Рождества Христова.
Кроме подземного хода, в Христо-Рождественской церкви был еще один секрет. Вверху ее было 2 комнаты: в одной была ризница, а во второй жила просфирня. Эти комнаты имели сводчатый потолок, и шаги из одного угла были слышны в противоположном.
Престолы: 1) главный, теплом храме Рождества Христова;
2) в теплом храме правый, в честь святителя Николая;
3) левый, в честь пророка Илии.
В приходе к Христо-Рождественской церкви была приписана кладбищенская Петропавловская церковь (1852г.) , 3 часовни и в деревне Максинери братская противораскольническая школа. Ежегодно издревле через Шурму проходил Понизовый крестный ход из города Вятки со святыми иконами.
19 марта
1922 года в церкви произошло
изъятие церковных ценностей, но часть вещей была выкуплена верующими. В советское время в приход Нижне-Шурминской церкви входило 16 населенных пунктов, в самой Шурме насчитывалось в 1936 году верующих 1820 человек населения. Сохранился список верующих, бывших у исповеди и причастия в Великий пост 1936 года – всего 860 человек, в том числе в селе Шурме 237. В июне 1936 года Шурминский райисполком постановил закрыть Нижне-Шурминскую церковь, что утвердил Президиум Кировского краевого исполнительного комитета 30 июня 1936 года. По вопросу закрытия церкви верующим было разрешено провести собрания 14 июня и 28 июля, на которых ими было решено подать протест в ЦИК СССР против закрытия церкви, и до окончательного решения вопроса ЦИК разрешил ее оставить во временном пользовании верующих. 20 октября 1936 года Президиум ВЦИК постановил утвердить постановление Кировского Крайисполкома –
закрыть церковь и здание ее передать «под звуковое кино».
Ломать церковь местные власти наняли заезжую бригаду, которая все лето
1937 года снимала кресты, золоченую кровлю с куполов, долбили опоры, чтобы свалить колокольню, но, несмотря на то, что она осталась лишь на 2 опорах, свалить ее так и не смогли, даже трактором. Хотели построить из нее начальную школу. Только за 2-3 года ее разобрали по кирпичику, когда колокольня была взорвана, но огромные глыбы так и не смогли разобрать на отдельные кирпичи и они долго валялись возле церкви.
В 1937 году по решению исполкома Шурминского райсовета здание церкви
было передано райкомхозу и занято различными учреждениями. В 1948 году в ней размещались: библиотека (алтарь), ресторан и учебный пункт РВК (зал и второй алтарь), гараж Роскоопстройторга (второй зал и коридор), кузница райпромкомбината (сторожка) и колбасная мастерская промкомбината РПС (канцелярия церкви).
Из описания состояния церкви за 1948 год: «Здание церкви каменное, которое построено в 1846 году, а вторая половина (пристройка) церкви выстроена в 1907 году. Снаружи и внутри здание отштукатурено, покрыто железом, состоит из 2 отделений (старого или нового) или теплого и холодного, с пристройкой колокольни. Колокольня наполовину разломана. Ограда и иконостас ликвидированы, пол в старой половине выломан, железо с крыши с 1 трети снято, рамы оконные целы, крестов на церкви нет. Помещение церкви разгорожено двумя капитальными стенами, которые оштукатурены с обоих сторон. Отношение к зданию церкви со стороны колхоза в особенности во время войны было недостаточное».
В 1950-е годы здание церкви было занято
маслозаводом и занимается им до сих пор.
Располагалась в центре села, на главной площади. Рядом находился памятник Александру Второму и дома богатых купцов.
От прежней церкви остались протяженная трапезная с Никольским и Ильинским приделами, сломана верхняя часть колокольни в стиле классицизма. Основной объем - крупный пятикупольный храм в неовизантийском стиле.

***
6 ноября 1915 года в ограде церкви была погребена небезизвестная
Сашенька Шурминская. Вынос и проводы почившей были совершены при торжественном крестном ходе с колокольным звоном. Еще при жизни она не хотела, чтобы ее похоронили в ограде этой церкви, говоря: «Мои останки помоями поливать будут!», но тогда в это никто не мог поверить.
Прозорливая Сашенька Шурминская – пожалуй, самая известная местночтимая святая не только в Уржумском районе, но и во всех юго-восточных районах области. Правда, при жизни ее знали не только на Вятке, но и в соседних губерниях. Страждущие широким потоком стекались в Шурму отовсюду, что бы попросить совета у увечной крестьянки, узнать свою судьбу и у своих близких. И она никому не отказывала. Что же это был за человек? Обратимся к истории ее жизни.
Родилась великая прозорливица в селе Шурма в 1870 году в семье крестьянина Ивана Елизарова. Первые 10 лет жизни она росла как обычный ребенок, ничем не отличаясь от своих сверстниц, и могла бы прожить дальнейшую жизнь просто и безвестно, как сотни ее односельчанок, но Господь готовил ей другую судьбу. Как писал биограф Сашеньки шурминский священник Сергий Акишев, знавший ее 13 лет, «с 11 лет она заболела, по-видимому, чем-то вроде ревматизма, потом стянуло у ней ногу, стянуло руку, и к 13 годам она уже совсем слегла в постель и пролежала 45 лет».
Она обладала несомненным даром прозорливости, по ее молитвам совершались исцеления, бывали избавления от бед и напастей. Ее советами дорожили и руководствовались очень многие. И «что скажет Сашенька», то считалось законом. Всего удивительнее то, что она совсем не считала себя каким-то выдающимся или праведным человеком.
Пролежала не вставая, не перевертываясь иначе как на спину, потому, что при перевертывании на другой бок с нею делались сердечные припадки. Местные доктора уже в первые годы болезни приговорили ее к неизбежной смерти, но доктора эти один за другим уходили из мира и давно их нет в живых, а Сашенька все жила и жила. Скоро она примирилась со своим положением и с каким-то умиле-нием понесла свой тяжкий крест. Мучительны были ее страдания и жесткая постель, на которой долгие годы лежала страдалица неподвижно. Это была простая деревянная доска, обыкновенно не покрытая никакой мягкой тканью. И вот на таком-то ложе добровольно, Христа ради, вынесла великую добро-детель терпения слабая, но сильная духом, простая крестьянская девушка. Только впоследствии усилившаяся болезненность побудила ее смягчить суровость подвига: она сменила голую доску на более удобную и мягкую кроватку, где она в полу согбенном положении продолжала лежать дни и ночи на пра-вом боку. Эта кроватка была на колесиках, так что летней порою помогавшие Сашеньке девушки вывозили ее во храм или же к некоторым ее почитателям. Над кроваткою со всех сторон спускалась занавеска-полог, и было нечто весь¬ма своеобразное, когда из-за занавески таинственно выглядывал кроткий и при¬ветливый лик страдалицы.
Первоначально и уход за болящей был плохой: кому нужен больной чело¬век, лежала она где-то за печкой. Но уже с первых лет стали замечать что-то необычное в этой девице, стали просить ее молитв в несчастных случаях, и молитвы ее оказывались спасительными. Так постепенно слагалась, а потом и разрослась слава о Сашеньке.
Многие люди приходили к ней, и каждый почитал за счастье что-либо подарить ей или дать денег. И вот она усердием почитателей поставила свой маленький домик в два окошка и в нем жила до смерти. По мере того, как увеличивалось число почитателей Сашеньки, возрастал у ней и приток пожертвований. Но все деньги она жертвовала на украшение храмов Божьих, или пристраивала сирот, или помогала вообще обездоленным. И после нее осталось всего шестьсот рублей, да и те, по-видимому, уже были предназначены на живопись местного храма.
Особой свидетельницею 45-летних страданий Сашеньки является образ 3наменской Богоматери с неугасимой лампадкою.
Пища Сашеньки была чрезвычайно скудная, да и ту она принимала не каждый день. И удивительно то, как она, больная, редко позволявшая другим прикасаться в себе, чтобы не усилить ее боль неосторожным прикосновением, при таком полуголодном существовании прожила почти до 60 лет и всегда была спокойна, жизнерадостна, ласкова, со светлой и глубокой думой на че¬ле и во взоре.
Скончалась Сашенька 1 ноября, в воскресение, после вечерни. Кончина была тихая, пред сияющим крестом Животворящим, с которым за несколько минут до смерти пришел духовник почившей. Перед смертью она дважды бы¬ла приобщена Святых Таин и пособорована. Погребение Сашеньки совершено 6 ноября в день ее Ангела - мученицы Александры. Почившая за год предчувствовала свою кончину и в прошлогодние свои именины говорила: «Ныне я именины свои праздновала, а на следующий год едва - ли удастся».
Автор этой заметки знал почившую 13 лет, имел счастье быть ее духов¬ником и глубоко верил, что долго-долго имя Сашеньки и память о ней, как подвижницы и праведницы, будут помнить с похвалами, и к ее тихой могиле не зарастет народная тропа». Прошли годы, и пророчество Сашеньки о ее могиле сбылось. В 1930-е годы в Шурме был закрыт Хирсторождественский храм, в котором разместился маслозавод. Все, что находилось в черте церкви, было обозображено, на территорию церкви лились потоки нечистот. Моглила Сашеньки была утрачена. Кажется, что память праведницы была изжита, но шурминцы всегда ее помнили, писали в свои пометочки, некоторые держали фотокарточку рядом с иконками. Но все возвращается на круги своя, и могилка прозорливицы восстановлена на своем месте. Дело за малым – не дать разрушиться ее памятному домику в селе, сделать в нем памятное и святое место, но пока это никому не нужно ни в селе, ни в епархии…

В 18:00/19:20
Пиратский ужинВолованы с коралловым кремом из семги с лимоном и оливками

Салат из свежих овощей, миксом салатных листьев, пармской ветчиной и бальзамическим соусом

Баклажаны, запеченными с томатами и итальянскими сырами. Соус "Песто"

Торт "Наполеон"
20:30 Развлекательная программа "На абордаж..." Все лучшие места заняты уже первой сменой питания

Дмитрий начинает программу:

Маша поёт

Пошла в народ

Саксафон

Юля показывает гвозди, с загадочной улыбкой "Моны Лизы"

ААААААААА, она на них встала!!!!!


После дискотека на корме средней палубы.
В 21:40 Клуб любителей лото в музыкальном салоне. Успели сыграть несколько раз. Почти все выиграли по разу.



На этом день в ходу закончился. Завтра мы прибудем в Медведок.