Форум Речных Туристов http://rivertourist.ru/ |
|
т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 http://rivertourist.ru/viewtopic.php?f=142&t=3967 |
Страница 1 из 4 |
Автор: | MosKVich [ 07 янв 2020, 14:13 ] |
Заголовок сообщения: | т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
13 августа. Москва. Вот и наступило 13 августа. День начала самого долгожданного круиза. Шутка ли: путёвка была куплена за полтора года до самого круиза. Маршрут долго не выбирался. Таинственные далёкие Соловецкие острова звали и манили со страниц фотоальбома фотографиями аж 2000 года. Теплоход же не выбирался вообще. В 2019 году он был такой один – «Русь Великая» - идущий прямо на Соловки. И вот оно наконец настало – солнечное августовское утро. Проскочив традиционные утренние московские пробки, мы расположились у второго причала Северного Речного вокзала, где уже ждал наш теплоход. Скульптура «Водный путь» у входа в парк Северного Речного вокзала Теплоход «Русь Великая» у второго причала. Чуть поодаль стояли теплоходы с интуристами: «Георгий Чичерин» и «Николай Чернышевский» На нулевом причале тоже было «теплоходно»: «Волга Стар» (до недавнего времени – «Игорь Стравинский»), «Россия» и «Антон Чехов» Время отправления приближалось. «Голос теплохода» - Фёдор зачитывал правила поведения на теплоходе. Туристы неспешно знакомились с теплоходом. На средней палубе резвилась бортовка, организованная арт-бригадой. Тем временем в Москву прибыл теплоход «Капитан Пушкарёв», который вознамерился занять наш второй причал, а это значило только то, что мы должны его уступить. И «Русь Великая» отправилась в рейс! Сразу же по отправлению нас пригласили на обед, а после сытного обеда, разобрав, наконец, чемоданы, можно прогуляться по палубам и посмотреть на Канал имени Москвы. От утреннего солнца не осталось и следа. Небо затянула какая-то серая облачная пелена и казалось, что вот-вот пойдёт дождь. Наш первый обгон – «Путейский 2» Мост Савеловской железной дороги Затон в Хлебниково. Здесь отдыхают, рано закончивший навигацию «Леонид Красин» и «утюг»-«Штандарт» «Путейский 3» на Клязьминском водохранилище стал нашей первой «встречкой» Ну а главной достопримечательностью (для речного туриста, конечно же) Клязьминского водохранилища можно считать заходящие на посадку в аэропорт «Шереметьево», самолёты. Согласитесь, у кого нет этих захватывающих снимков, пролетающего над теплоходом самолёта! Канал имени Москвы Наше шествование по Каналу не осталось незамеченным. Пассажиры этого вертолёта Robinson R44 даже зашли на второй круг, чтобы повнимательнее рассмотреть теплоход и туристов. Может быть так же интересно было наблюдать за теплоходом и пассажирам этого самолёта «Алиталии». Пришло время познакомиться с людьми, от которых будет зависеть наш отдых, настроение и безопасность в этом круизе. Директор круиза – Любовь Фарисовна Ильинская Капитан – Анатолий Николаевич Голдобин Все туристы должны уметь надевать спасательный жилет. Это основа безопасности на теплоходе. Кстати, всегда следует помнить, что надевать спасательный жилет нужно на открытой палубе и ни в коем случае не внутри теплохода. Директор ресторана – Оксана Вячеславовна Батракова Судовой врач – Александра Васильевна Евсеева Арт-директор – Елена Ленская За встречей мы даже не заметили, как теплоход начал прохождение шлюзов. В шлюзах мы догнали буксир «ОТА-953», который сопровождал нас до самого Дмитрова, а потом взял да пропустил нас вперёд. Строительство моста ЦКАД над Каналом им. Москвы ведётся полным ходом Шлюз №3 – самый узнаваемый из всех После ужина начался вечерний приветственный концерт Рогачёвский мост И «на сладкое» самые терпеливые туристы дождались-таки пассажирскую «встречку» в лице теплохода «Две столицы» Закончился первый круизный день на борту «Руси Великой». Пора отдыхать. Ведь впереди ещё масса приключений! Продолжение следует
|
Автор: | MosKVich [ 08 янв 2020, 15:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
14 августа. Углич. Утро выдалось ветреным и прохладным и застало нас близ Калязина. Причём настолько «близ», что приступ известного «Калязинского синдрома», которому подвержено большинство речных туристов, меня разбудил. Осмотревшись и пройдя пару кругов по палубе, я отправился завтракать. Богоявленская церковь, а ныне Калязинский краеведческий музей. От разрушения церковь спас Иван Никольский, предложивший разместить здесь историко-художественный музей. Всю свою жизнь Иван Фёдорович посвятил пополнению коллекций, хранению, тщательному изучению всего, что связано с историей Калязинской земли. Благодаря его самоотверженному труду музей располагает интереснейшими коллекциями церковной утвари, живописи, графики, нумизматики, мебели, этнографии и археологии. Его стараниями сохранены многие памятники Калязинской земли, а также её главные святыни – мощи преподобного Макария Калязинского. По богатству и многообразию коллекций Калязинский краеведческий музей является сокровищницей русской культуры и входит в пятерку самых крупных музеев Тверской области. Где-то часа через два с небольшим с борта теплохода уже видна церковь Рождества Христова в селе Прилуки. Миновали Прилуки, а значит и до Углича рукой подать. Вот уже видна Угличская ГЭС. Сам Углич безусловно знаком всем речным туристам, поэтому лично я отправляюсь гулять по городу собственным маршрутом, высматривая что-нибудь интересное и не входящее в программу стандартных экскурсий. Около шлюза пришлось замедлиться, так как навстречу нам выползал «БалтФлот 4» Арка шлюза Угличской ГЭС наравне в калязинской колокольней обфотографирована под всеми углами. Но всё равно есть что-то величественное, когда теплоход неторопливо проходит в эту арку, словно в ворота античного дворца. А в Угличе нас поджидали три теплохода: «Кронштадт», мой знакомец по весеннему походу в Москву – «А.С. Попов», он же «Thurgau Karelia» и «Виссарион Белинский». Последний как раз нагостился в Угличе и отправлялся в рейс. Нам предстояло занять верхний причал, «Попов» и «Кронштадт» обосновались на нижнем. На берегу туристов встречала известная в городе особа: «Женщина в белом», «Угличское видение»… как её только не называют. Она расположилась около небольшой кафешки и стала самозабвенно танцевать под радиотрансляцию. Откуда в Угличе взялась она (вроде как её зовут Кристина) и её семья – неизвестно. На туристов, прибывающих в Углич, она производит неизгладимое впечатление – с ней перемигиваются, заговаривают. Каждый день она появляется на набережной. По ней можно сверять часы. Иногда просто прогуливается мимо теплоходов, а иногда танцует. Мнения о Кристине разнообразны (как и её многочисленные наряды, которые она шьёт сама): от нимфоманки-извращенки до таланта, сломленного обществом. Яркая Корсунская церковь (1730 г.), расположена в стороне от туристических маршрутов. Но зайти сюда обязательно стоит. Наличники на окнах и колокольня в стиле барокко придают всей церкви красоту и праздничность. Дом Героя Социалистического труда, кавалера Орденов Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны II степени Бориса Фёдоровича Волкова. В 1960—1986 гг. Борис Волков был председателем колхоза «Родина». Он вывел возглавляемое им хозяйство в число лучших в области и обеспечил высокую рентабельность производства. Колхоз стал пионером строительства крупных механизированных молочных комплексов, культурных орошаемых пастбищ. Впервые в стране здесь был проложен подземный молокопровод. Дом Буториных в Угличе является одним из лучших архитектурных памятников классицизма. Он был построен в первой трети XIX века в период расцвета классицизма в провинции. Известно, что в городе было две полотняные фабрики Петра Буторина. Кроме того, Буторины не забывали и о благотворительности, много жертвовали на городские нужды. Этот небольшой изящный одноэтажный особняк принадлежал угличскому купцу Николаю Дмитриевичу Евреинову. В этом доме собирались члены городского драмкружка, краеведы, весь цвет городской интеллигенции. Здесь неоднократно бывал Михаил Чехов, проживший в Угличе несколько лет. Евреиновы вообще были очень известной в городе фамилией. Семья была большой, у них было пятеро детей и множество внуков; дела купцов шли хорошо: начав с простой лотошной торговли в Угличе, они сумели расширить свое дело не только здесь, но и в других городах Поволжья. Евреиновы были известными благотворителями, и Николай Дмитриевич за это в 1896 году был награжден золотой медалью «За усердие». А вот теперь самое любопытное – сворачиваем во дворы и находим вот этот деревянный дом, обнесённый металлическим забором. Казалось бы, дом и дом… Не самая привлекательная достопримечательность, с точки зрения архитектуры. Местные краеведы в один голос утверждают, что таких памятников в России остались единицы. Он был построен до регулярного плана застройки Углича 1784 года. Специалисты датируют его постройку первой половиной XVIII века и считают редким образцом городской архитектуры того времени — так называемым «посадским домом», то есть зданием, находящимся, за охраняемой территорией Кремля, но, в то же время и не в деревне. Сооружение Богоявленского собора в Угличе велось по типовому проекту знаменитого столичного архитектора Константина Тона. На том месте, где он стоит, прежде был фруктовый сад, принадлежавший семье Буториных. А с 1918 по 1921 гг. в уже на тот момент бывших кельях Богоявленского монастыря жила будущая поэтесса Ольга Берггольц. Тем временем «Кронштадт» тоже задумал покинуть Углич, а через некоторое время его поддержал в этом намерении и «А.С. Попов». «А.С. Попов» и «Русь Великая» «А.С. Попов» отправляется в рейс Наш теплоход остался в гордом одиночестве Теперь можно и побродить по территории Кремля Церковь царевича Димитрия на крови. Церковь установлена на месте убийства младшего сына царя Ивана IV Васильевича – Димитрия. В 2017 году английское издание «The Telegraph» включило эту церковь в число 23 самых красивых церквей мира. Спасо-Преображенский кафедральный собор Казанский храм, стоящий на Успенской площади, несомненно является самым заметным. Он виден отовсюду – и из Кремля, и в перспективе улиц. Его колокольня видна, также с борта теплохода, прибывающего в Углич. Как ни прекрасен Углич, но нам пора на теплоход. По дороге на причал, мы купили местной минералки. Палатка (она кстати, на фото тоже видна) расположилась возле бывшего фурманного дома. Тут размещалась пожарная команда, трубные, комнаты для пожарных, хранится всё необходимое пожарно-техническое вооружение. В тоже время в здание размещалось и Городническое правление. Внутреннее пространство здания делилось на три части: на первом этаже размещались сени, трубная и комнаты, где жили нижние чины пожарной команды. Второй этаж с сенями и семью комнатами отводился для Городнического правления. Сейчас пожарная часть, как и почти два столетия назад, также выполняет свои функции. Правда, за воротами стоят уже не сытые кони с бочками на телегах, а красные автомобили с известными всем цифрами «01». И хотя в каланче сейчас нет такой необходимости – гораздо быстрее обо всём сообщить по телефону – она стала узнаваемой частью городского пейзажа и исторического облика Углича. Вернувшись на теплоход, мы обнаружили, что наша «Русь Великая» уже не в одиночестве. Компанию ей (пусть и на другом причале) составила «титулованная особа» - «Принцесса Анабелла». Оставляем «высочество» в одиночестве и отправляемся в путь. Церковь Воскресения Христова Во время обеда мы разошлись с «Михаилом Фрунзе», погода стала потихоньку налаживаться, поэтому расположившись с книжкой и фотоаппаратом на палубе, продолжим наслаждаться окружающей природой. Прошло немного времени, кто-то даже успел выспаться после обеда, и вот наш теплоход минует Мышкин-городок. Серая облачная пелена стала рассеиваться потихоньку и даже стало проглядывать солнце. В Мышкине же всё по-старому: Никольский и Успенский соборы, дворец мыши, оживлённая торговля на площади и теплоход с гостями у причала. Со этими и другими достопримечательностями мы встретимся на обратном пути, а пока идём дальше – впереди скоро будет Рыбинское водохранилище. При ближайшем рассмотрении теплоходом оказался «Феликс Дзержинский» «Волго-Дон 5074» Вознесенская церковь в Охотино Мост у станции Волга, при постройке в 1871 году, стал вторым на тот момент железнодорожным мостом через Волгу после Тверского железнодорожного моста. В 1938 году, перед строительством Рыбинского гидроузла был построен новый мост, на более высоких опорах. По разнице высот старых (они остались до наших дней) и новых опор можно понять, насколько здесь поднялась вода при создании Рыбинского водохранилища. Казанская церковь в Ивановском За ужином наш теплоход вышел в широкую часть Рыбинского водохранилища, которое радовала спокойной водой и не очень сильным ветром. При таких идеальных условиях на закат можно смотреть долго. Чем, собственно, и занималось большинство туристов, изредка щёлкая затворами фотоаппаратов и обсуждая яркость красок этого заката. Солнце постепенно сползло за горизонт и туристы, уставшие за день и убаюканные шорохом рыбинских волн, отправились отдыхать. Завтра нас ждёт интересный день в Горицах с подъёмом на гору Мауру. Продолжение следует
|
Автор: | MosKVich [ 14 янв 2020, 01:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
15 августа. Горицы. Утро было дождливым. Мелкий дождь заливал всё и вся. И это логично: в какую ещё погоду осуществлять пешеходную экскурсию – конечно в дождливую. Первой остановкой дня было Кузино. Здесь мы отправили часть туристов на экскурсию в Кириллов и Ферапонтово, а сами продолжили путь в Горицы. «Волго-Дон 5056» Шлюз Северо-Двинского канала в посёлке Топорня. Причал Кузино был открыт в 2010 году. В 2012 году на территории стоянки Кузино был открыт этнографический комплекс «Сугорье». Левобережье Шексны, в старину было подконтрольно князьям Сугорским. Отсюда и название. На территории комплекса воссоздано средневековое северное поселение XI – XIII вв., с реконструированной древнерусской усадьбой «Княжий двор». На территории усадьбы воссоздан двор удельного Сугорского князя периода XI-XII вв. с двухэтажными рублеными хоромами на подклете, теремом, хозяйственными постройками. «Русь Великая» в Кузино Прибывая в Горицы, мы поняли – дождя не миновать: туча не прошла и никуда не свернула, а, казалось, зацепилась за верхушку горы Мауры, куда нам и предстоит совершить восхождение, и теперь щедро поливала Горицы проливным дождём. Горицкий Воскресенский женский монастырь (1544 г.) Место у причала на любезно уступила «Россия» - «борт №1» на воде. После нашей швартовки, «Россия» также неспешно пристроилась к нам вторым бортом. Вскоре оставшиеся туристы распределились по группам и отправились кто в монастырь, а кто на гору Мауру. Туристы всё прибывают в Горицы. Сегодня это исключительно иноземные подданные на теплоходах «Викинг Трувор» и «Генерал Лавриненков». Дорога на гору по началу была относительно удобной: обычная грунтовка с лужами, затем пришлось свернуть в поле и идти по отсыревшим травам и шагать через ручьи в низинах. А вот уже на гору нужно было взбираться по раскисшей, но ещё вполне «ходибельной» тропе. Главное избегать скользких камней и кореньев. Геологически, гора представляет собой огромное меловое образование с тремя вершинами высотой от 60 до 184 м., в далеком прошлом принесенное сюда скандинавским ледником. Гора Маура считается сильным энергетическим местом и притягивает внимание туристов и путешественников. Целью нашего восхождения был необычный камень с отпечатком контура босой человеческой ступни. Легенда наградила его чудодейственными свойствами: если ступить на отпечаток босой ногой и загадать желание, то оно непременно сбудется. Этот след приписывается преподобному Кириллу, которому явилась Богородица, указавшая место для строительства новой обители. Отсюда преподобный осматривал окрестности для основания Кирилло-Белозерского монастыря. В хорошую погоду с вершины Мауры можно увидеть купола Кирилло-Белозерского монастыря. Но это в хорошую, а сейчас… Дождь, тем временем усилился и пришло время спускаться вниз. Это было не так быстро, как подниматься, т.к. после двадцати пар ног тропинка раскисла окончательно и пришлось ступать очень аккуратно Горицкий женский монастырь – одна из самых выдающихся женских обителей на Руси. Его называли «Обителью женских слёз» и «Монастырём опальных княгинь». В числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Ивана IV Васильевича (Анна Колтовская и Мария Нагая), дочь Бориса Годунова (царевна Ксения), княгиня Марфа Черкасская с племянником, будущим царем – Михаилом Фёдоровичем Романовым. Три года в заточении здесь провела княжна Екатерина Долгорукова. Более сорока знатных княжеских, боярских и дворянских фамилий России связаны с историей Горицкого монастыря: Годуновы, Шереметевы, Глинские, Палицыны, Черкасские, Трубецкие, Воротынские, Мстиславские, Долгоруковы, Хилковы… Однако, проливной дождь и всё-таки протекшая местами куртка стали очень мешать наслаждаться историей монастыря, поэтому вскоре я держу путь к теплоходу – там тепло и сухо. Воскресенский и Троицкий храмы Горицкого монастыря Покровский храм Горицкого монастыря Чёрный котофей взирал на спешащих под дождём туристов с некоторым недовольством. Ещё бы: бегут себе по лужам в эдакий дождь – нечто им дома не сидится, так ведь находят силы остановиться «кис-кискнуть», да ещё и сфотографировать. Перед возвращением на теплоход я сделал «традиционный» снимок у причала и отправился сушиться. Вскоре к отправлению нас стал подгонять, пришедший из пелены дождя, теплоход «Константин Федин», который всем своим видом показывал, что ему нужен именно этот причал и он желает встать здесь именно первым бортом. На другом причале отдыхали наши утренние знакомцы «Викинг Трувор» и «Генерал Лавриненков». За время нашего отсутствия к ним присоединился теплоход «Волга Дрим». Теперь до самого Белого озера не предвидится особых достопримечательностей и можно смело отдыхать, не боясь пропустить чего-то интересного. Хотя вот, например, цапля. Изо всех сил старается слиться с камышом… Даже на нашей волне также покачивается. Надоевший дождь наконец-то закончился, но вместо него налетел сильнейший ветер – ощущался скорый выход в Белое озеро. На створном знаке у выхода в Белое озеро сидела какая-то взъерошенная птица, которая при ближайшем рассмотрении оказалась орлом. «Царь небес» выглядел, мягко говоря, не по-царски. Близко прошедший теплоход его смутил и орёл сделал попытку улететь, но сильный ветер и мокрое оперение помешали ему это сделать и он, взмахнув крыльями остался сидеть на створе. Продолжается проект по сохранению храма Рождества Христова в Крохино. Проект подразумевает создание храма-маяка. Итак, выходим в Белое озеро. Поскольку кроме серости и сильного ветра в ближайшие два часа не предвидится можно идти отдыхать. Вот это да! Где-то над озером природа смилостивилась над нами и подарила роскошный солнечный вечер на реке Ковже. Лично я обожаю Ковжу за её тишину. Здесь практически нет поселений, а лес местами подступает к самой воде плотной зелёной стеной. Невероятное чувство расслабления и умиротворения испытываешь, путешествуя по этой реке в вечернее время. Мы минуем Белозерский обводной канал. В стародавние времена судоходство на Белом озере было рисковым предприятием. Белое озеро имеет большую площадь свободной воды, поэтому тут часто бывают шторма. Петр I, побывав на Белом озере, предложил построить обводной канал вокруг озера, чтобы обезопасить торговые суда. Канал начали строить только в 1843 году и торжественно открыли в 1846 г. Канал протянулся на 70 км от истока Шексны до устья Ковжи вдоль южного и западного берегов Белого озера и стал частью сначала Мариинской водной системы, а затем Волго-Балтийского водного пути. И снова роскошные ковжинские пейзажи Прямо по курсу переправа в селе Анненский мост. Село впервые упоминается в 1496 году. Оно возникло в результате слияния трех деревень: Антино, Пантино и Устино находившихся на территории нынешнего села в месте пересечения старинных торговых путей: водного – реки Ковжи и сухопутного – Архангельского тракта. Ещё одно примечательное место на Ковже. Полтора века посёлок Александровское обслуживал Мариинский канал, но со строительством Волго-Балтийского оказался "не у дел". К началу 1978 года здесь оставался всего один житель, а дома стояли заколоченными. В 1980 году здесь строится Белоручейский рудник и начинается опытно-промышленная добыча флюсового известняка, вместе с рудником возрождается и посёлок, строятся подъездные дороги, появляются новые жители. Особенно эффектно карьер смотрится в ночной подсветке. Завершился ещё один круизный день. Завтра нас ждёт переход по Онежскому озеру и остров Кижи. Продолжение следует
|
Автор: | kinyava [ 14 янв 2020, 19:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
Кирилл! Твои отчеты читаю всегда как очень подробный путеводитель, и частенько брала за основу к своей программе те места, о которых ты рассказал. В Горицах у меня остался один не изведанный объект- гора Маура. Но посмотрев твои "дождливые" фотографии, думаю, что мне туда не надо.. |
Автор: | MosKVich [ 19 янв 2020, 20:04 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
16 августа. Кижи. Рано утром наш теплоход вышел на просторы Онежского озера. Всю первую половину дня нам предстояло идти по просторам этого красивого озера. Однако, утром Онего-батюшка был видимо, недоволен столь ранним приходом теплохода и ощутимо «волновался», однако вскоре успокоился и большую часть времени мы наслаждались бескрайними, казалось, просторами Онежского озера. Солнце тоже приветствовало нас с утра, но вскоре появилась какая-то облачная «серость» и скрыла его. Вездесущие чайки тоже радовались солнышку и громко переговариваясь, неотступно сопровождали теплоход, посматривая на туристов, отдыхавших на корме шлюпочной палубы: вдруг, кто-то нарушит указание «чаек не кормить» да и бросит что-нибудь съестное. «Встречки» попадалось крайне мало: были замечены теплоходик «Лагуна» и красавец «Викинг Рюрик» Чайка «Лагуна» Просторы Онеги Теплоход «Викинг Рюрик» Наконец, перед самым обедом, однообразный водно-небесный пейзаж начал меняться. На горизонте стали появляться острова. Мы подошли к живописным Кижским шхерам. Навстречу нам важно проследовал теплоход «Ленин». Наш теплоход миновал Гарницкий остров с одноимённым маяком и теперь до самого острова Кижи наш путь будет похож на лабиринт. Сложный фарватер обозначается створными знаками, бакенами и вешками. Теплоход «Ленин» Часовня Иконы Божией Матери Знамение в Корбе Неожиданно, сквозь серые облака, сначала украдкой, а потом уверенно, выглянуло солнце. В его лучах, где-то вдалеке, сверкнули обновлённые купола Преображенской церкви. Дом на берегу Ветряная мельница в бывшей деревне Серёдка. Мельница каркасной конструкции, то есть вращается у мельницы шатёр с крыльями, а высокая восьмигранная башня остаётся неподвижной. Жернова мельницы для помола зерна устроены на втором ярусе. Готовая мука поступала на первый ярус по специальному лотку. Вот уже почти во всей красе виден Ансамбль кижского погоста Часовня Спаса Нерукотворного Образа расположена на самой высокой точке острова Кижи – Нарьиной горе. Часовня видна с любой точки острова и неизменно притягивает внимание туристов. Неожиданно нас обошла «Волга Дрим». Неспешно развернувшись, она гордо заняла место у причала, после чего пришвартовались и мы. Впервые Кижские храмы стали привлекать внимание специалистов еще в XIX веке. В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи посетил академик и исследователь русского деревянного зодчества Лев Даль. В начале ХХ века на Север устремились художники и архитекторы, которые воочию желали увидеть памятники старины. На острове Кижи побывали художники Иван Билибин и Игорь Грабарь, инженер и историк архитектуры Михаил Красовский. Официальный статус памятника истории и культуры Кижский погост приобрел только в 1920 году. Охранное свидетельство № 1847 было выдано 11 августа 1920 году по результатам обследования строений сотрудниками Народного комиссариата просвещения. 2 октября 1945 года Совет народных комиссаров Карело–Финской ССР заслушал доклад о результатах работы экспедиции и вынес Постановление № 604 «О состоянии охраны памятников архитектуры в Карело–Финской ССР». Объявлялось, что территория ансамбля Кижского погоста (в пределах ограды) является государственным заповедником, как имеющее историческую и художественную ценность мирового значения. А спустя 21 год, 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. На острове очень много пернатых жителей. Это галки, чайки, утки и многие другие. Они уже привыкли к большому количеству туристов и почти их не боятся. Вот пример: стеснительная уточка. Хлеб взяла с радостью и практически из рук, но стоило начать её фотографировать – застеснялась. Вид на причал. Главная достопримечательность острова – архитектурный ансамбль Кижского погоста: Церковь Преображения Господня, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Шатровая колокольня, ограда Кижского погоста – бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов. Когда говорят «Кижи», то сразу вспоминается именно Преображенская церковь, а ведь Кижи – это весь остров – музей под открытым небом, включающий в себя не только памятники Кижского Погоста, но крестьянские дома и хозяйственные постройки. Дом Ошевнёва. Двухэтажный дом – комплекс типа «кошель», где под общей асимметричной двускатной крышей находятся и хозяйственные, и жилые помещения. Дом Елизарова является одним из наиболее старинных сохранившихся крестьянских домов Заонежья. Сени и две кладовые вместе с их общим подклетом считаются самой старой частью этого дома. Жилая часть дома восстанавливалась и перестраивалась после пожара значительно позже, приблизительно в 1881 году. Кузница из деревни Суйсарь Дом Сергеева из деревни Логморучей. Дом-комплекс типа «брус» также объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные помещения. Дом состоит из избы – горницы и сеней с дополнительным жилым помещением – боковушкой. Особенностью жилой части является вход в боковушку и из сеней, и из горницы. Под боковушкой расположена кладовка со входом из-под лестницы. Часовня Михаила Архангела из Леликозера. Здесь экскурсионные группы традиционно делают остановку, чтобы послушать местного умельца-звонаря. Ну а поскольку мы гуляли не группой (3 человека не группа же?), то отправились дальше, наслаждаясь чудесной погодой и замечательной кижской природой. Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря считается древнейшей на территории Карелии. Постройка церкви Воскрешения Лазаря, согласно преданию, датируется второй половиной XIV века. Дом Яковлева из села Клещейла. И снова дом-комплекс типа «брус». Все помещения, жилые и хозяйственные, расположены друг за другом под общей двускатной симметричной кровлей. Жилое помещение двухэтажное. Первый этаж, служил зимним жильем, а второй этаж, повторяющий планировку первого, использовался летом. Теперь мы держим путь в центральную часть острова, где заберёмся на Нарьину гору. Вид на причал Вид на деревню Ямка. В центральной части острова Кижи, на восточном берегу, расположено одно из исторических поселений округи - деревня Ямка. Впервые эта деревня была упомянута в новгородских Писцовых книгах в 1563 году. За пять столетий, прошедших с этого времени, деревня не раз меняла свое имя. В начале XX века деревня получила свое нынешнее название – Ямка. В настоящий время на месте старого поселения сформирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья. Каждый из нынешних домов деревни Ямка по-своему неповторим, а все вместе они воссоздают исторический облик заонежской деревни. Часовня Спаса Нерукотворного Образа Вид с Нарьиной горы в сторону причала. Вот здесь, главное рассчитать свои силы. До отправления теплохода есть ещё время и можно попробовать дойти до другой деревни – Васильево, но есть ещё и обратный путь. Поэтому оставив Васильево на другой раз не спеша, движемся к причалу. На причале правят бал галки. Общительные птицы скачут по пустующим столам и стульям местной кафешки, цокают когтями по деревянному настилу и практически «заглядывают в рот» туристам, требуя угощения. Посмотрев на этих забавных птичек, мы отправляемся на теплоход. Ведь до отправления теперь уже действительно мало времени. На солнечной палубе «Волги Дрим» отдыхали несколько пожилых интуристы. Они не обращали на нас никакого внимания, даже когда у нас на борту заиграла музыка и кто-то крикнул им английское «bye», лишь какая-то дама опустила книжку и нехотя ответила «Auf Wiedersehen». И тут с нашего борта прозвучало «Willkommen in Russland» и немцы преобразились: они отложили своё чтиво, улыбаясь стали дружно махать нам на прощание и кричать в ответ «Danke», «Dankeschön» и «Auf Wiedersehen». Пообщавшись, таким образом, с интуристами и насладившись панорамой Кижей, я отправился на ужин. Вечер порадовал красочным, хоть и немного облачным закатом. Теперь можно идти отдыхать. Теплоход уверенно идёт по просторам Онежского озера и рано утром начнёт прохождение первых шлюзов Беломорско-Балтийского канала (далее – ББК). Завтрашний день будет целиком посвящен переходу по ББК и выходу в Белое море. Остановок не предвидится. Методист Фёдор по трансляции в очередной раз предупреждает, что во избежание «неприятностей» фотографирование в шлюзах ББК запрещено. Ну что ж, ограничимся природой, подумал я, засыпая. Продолжение следует
|
Автор: | Olsestar [ 02 фев 2020, 19:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
Кирилл, огромное спасибо за начатый рассказ. С интересом ждем продолжение! |
Автор: | kinyava [ 09 фев 2020, 23:03 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
Кирилл!! очень интересно! Спасибо большое! жду продолжения с нетерпением. |
Автор: | MosKVich [ 10 фев 2020, 00:45 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
18 августа. Часть 2: Секирная гора После обеда наш путь лежит на Секирную гору – одну из самых высоких точек Соловецкого архипелага. Там же располагается Свято-Вознесенский скит, а также кладбище штрафного изолятора времён Соловецкого лагеря особого назначения (далее по тексту – СЛОНа). На обратном пути запланирован заезд в Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника. Обычная кабина самого обычного ПАЗика, но вот объявление, обещавшее «тряску, неровности и другие прелести дорог», настроило всех путешественников на весёлую дорогу. Дорога действительно оказалась «весёлой». С ровной дорогой мы распрощались, выехав за пределы посёлка. Далее ухабы сменялись кочками, кочки сменялись ямами. «ПАЗ» возмущённо рычал двигателем, но будучи машиной отечественного производства, героически преодолевал все «прелести» соловецких дорог. И вот мы у подножья Секирной горы. Здесь нас встречает плита, установленная здесь в 1857 году архимандритом Александром, с начертанной на ней легендой о происхождении названия горы: Гора изначально называлась Чудовой. Здесь впервые обосновались иноки Савватий и Герман. Здесь же летом жили рыбаки с семьями, которые всячески задевали иноков. И вот однажды явилось чудо: двое «светозарных юношей» высекли прутьями одну из женщин. Пришедшему на крик Преподобному Савватию, женщина рассказала, что юноши сказали, что здесь должны жить иноки, а женщинам на гору строго воспрещается. От слова «совсем». После этого никто из местных жителей уже не смел селиться на Соловецком острове. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название "Секирной". Это одна из версий. Вторая более прозаичная – иноки рубили (секли) здесь лес, для строительства монастыря. Рубили топорами – секирами. Вот отсюда и название. А что же до милых дам, то сейчас тот страшный запрет не действует. Валунная баня и колодец. Отсюда монахи носили воду на гору. А дело это не простое: подъём в гору местами очень крутой. Во времена СЛОНа в Вознесенском скиту было устроен штрафной изолятор, где практиковались мучительные пытки и наказания. У подножия горы, где проводились расстрелы и захоронения с 2005 г. открыто кладбище. В 2008 году здесь, над обнаруженным кладбищем узников СЛОН, был установлен шестиметровый Поклонный крест красного цвета и деревянная часовня в память новомучеников и исповедников Соловецких. Скит на горе основан в ХIХ веке. В 1860–1862 годах при настоятеле монастыря архимандрите Порфирии здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм. Особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям. Линзы для маяка были изготовлены во Франции и прекрасно действуют до сих пор. Обойдя скит, мы вышли на смотровую площадку. Виды, открывшиеся с высоты, захватывает дух даже сейчас. Невероятная даль и синь озёр, в окружении зелени леса. Посреди зелёной густоты леса видна Савватиева пустынь. Уходить от такой красоты категорически не хочется, а хочется стоять и впитывать в себя всё это природное великолепие! Однако, пора в путь. Нас ждёт другое природное великолепие. Менее масштабное, но не менее красивое. Это Ботанический сад. Ботанический сад берёт своё начало от Макарьевской пустыни. Устроил ее настоятель монастыря архимандрит Макарий на собственные средства. В письменных источниках она впервые упоминается в 1822 году. К середине ХIХ века Макариевская пустынь уже не только место для уединенных молитв: здесь устраивается воскобелильный завод. В 1859-1862 годах на возвышении был построен двухэтажный дом с мезонином и балконом – дача архимандрита и сооружен валунный ледник для хранения съестных припасов. Крутые склоны холмов, образующие естественное ограждение участка снаружи, с севера, востока и запада, защищают это место от суровых северных ветров, создавая особый микроклимат. С XIX века здесь собиралась коллекция разнообразных растений. Их сажали монахи, работники СЛОНа, затем советские энтузиасты. Прямо вглубь сада уходит аллея лиственниц, которые были посажены в 1935 году небольшими деревцами. Растениям в саду очень хорошо – это видно по их буйному цветению. Пожалуй, единственное растение, которому тут не нравится, это несчастная сакура, которая представляет собой маленький прутик с десятком листиков. Ледник В небольшом озерке плавал лебедь. Один из туристов всерьёз начал доказывать, что лебедь настоящий и отправился его кормить, но понаблюдав с минуту, он развернулся и разочарованно признал, что лебедь не настоящий. Сторожка «Дача архимандрита» на вершине холма Отсюда открывается чудесный вид на монастырь Стремительно вечереет. Наш верный «ПАЗ» привозит нас к причалу, однако жажда приключений не даёт покоя и утеплившись, я выхожу на поиски знаменитого «Переговорного камня». На этом месте архимандрит Александр вёл переговоры с командиром британской эскадры. Англичане требовали от монастыря быков, Александр ответил отказом. Английские корабли удалились. Перед уходом англичане перетаскали на пароход монастырский запас дров. «Русь Великая» у причала Не пуганная, а может просто привыкшая к людям, чайка долго изучала гуляющих туристов, но совсем пристальное внимание она не выдержала и улетела. Роскошный котофей проводил меня взглядом, лишь облизнувшись на моё «кис-кис». Во взгляде зверя читалось: «Ходят тут всякие…на ночь глядя». А ведь он прав. Надо поторапливаться. Скоро совсем стемнеет и тогда не только переговорного, обычного камня на дороге видно не будет. Новый памятник Соловецким юнгам, установленный в 2018 г. И вот тут случилось «фиаско, братан» – я свернул не на ту дорогу. Это я сейчас знаю, что нужно было идти к озеру, а не от него… Поняв, что до заката не успею, я сделал этот «открыточный» снимок монастыря и отправился на теплоход. С одной стороны причала уже дремал «М.В. Ломоносов», с другой – засыпала «Русь Великая». Завтра нас ожидает ещё один день приключений на Соловецких островах. Продолжение следует
|
Автор: | Ahela [ 19 фев 2020, 22:59 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
Спасибо за отчет! С нетерпением жду продолжения. В этом году тоже идем на "Руси Великой" с 27 июня. Пожалуйста, напишите еще и про теплоход, бытовую часть круиза, питание. Что нужно учесть при подготовке к круизу? А то как-то неспокойно, отзывы разные попадались, не всегда положительные. |
Автор: | MosKVich [ 20 фев 2020, 23:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: т/х "Русь Великая" Мск-Соловецкие о-ва-Мск 13.08-25.08.2019 |
Ahela писал(а): Спасибо за отчет! С нетерпением жду продолжения. В этом году тоже идем на "Руси Великой" с 27 июня. Пожалуйста, напишите еще и про теплоход, бытовую часть круиза, питание. Что нужно учесть при подготовке к круизу? А то как-то неспокойно, отзывы разные попадались, не всегда положительные. Благодарю за проявленный интерес и вопросы. О быте на теплоходе я подробно пишу обычно "на обратном пути". Но если вкратце, то: - никогда не помешают вешалки (хотя бы парочка) и удлинитель; - сушилка для обуви. Она есть и у администраторов, но своя (на случай массового попадания под дождь) всегда пригодится; - посмотрите прогноз погоды: тёплые и/или непромокаемые вещи лишними не будут (с учётом вашего рейса в Архангельск плащ-дождевик берите однозначно); - по питанию. У каждого свои вкусы и предпочтения. Здесь меню питательное, но скромное. Особых изысков ждать не стоит, но голодными не останетесь - факт! Все вопросы по питанию можно решить с Директором ресторана. Будьте уверены - вас услышат. - кипяток. Он есть только у администраторов. В каютах имеются (у меня были) термокружки. Можно было набрать и заварить, например, чай. Если вам нужно больше, чем кружка, рекомендую взять небольшой термос. Вот так, это если кратенько. |
Страница 1 из 4 | Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |